Киево-Печерская лавра
Все обители были дочерями великой матери наших монастырей Киево-Печерской лавры.
Киево-Печерская лавра была созданием первых русских подвижников, «печерян» (пещерников), — Антония и Феодосия. Их слава привлекла столько подражателей, что им негде было помещаться. Антоний выпросил у Изяслава гору над пещерами, где его иноки построили монастырь, прозванный народом Печерскою лаврой (1050). Игуменом Антоний поставил Феодосия, при котором лавра быстро достигла цветущего состояния. Феодосий строго держал братию в трудах, посте и молитве. У него иноки списывали и переплетали книги, вили веревки, пряли, плели клобуки, мололи хлеб: то была целая фабрика разных производств для себя и на продажу. Феодосий ввел студийский устав, заимствованный им из византийского монастыря Феодора Студита, отличавшегося строгостью жизни. Он навещал также киевлян и князей с благочестивою целью, а по ночам ходил в «жидовскую» улицу спорить о вере. Феодосий и Антоний умерли почти в одно время в своих старых пещерах. А Киево-Печерская лавра быстро богатела от щедрых вкладов: одна княгиня завещала ей все, «до последняго повойника» чтобы только прах её положили там. Народ стал стекаться со всей Руси на богомолье к мощам печерских подвижников; создалось много рассказов о подвижничестве и чудесах печерян, собранных потом под именем «Патерика (отечника) печерского». Киево-Печерская лавра стала рассадником монашества на Руси и средоточием умственной жизни русских в течение нескольких веков. Отсюда вышли главные проповедники и 50 епископов; оттого владыки, которые прежде были из греков и болгар, теперь стали русские. Первым из них был Лука Жидята в Новгороде.
«Русская история», А. Трачевский, 1895