Романцы, германцы. Византия
С половины 9 века до крестовых походов (ок. 850 — 1050) на Западе падало политическое единство, но усиливалось христианство. Монархия Карла Великого, слишком быстро объединённая, распалась на две главные части: германское племя составило Немецкую Империю, а романское (народы, говорящие языками, происшедшими от латинского — Французское королевство. Италия, тоже романская, частью осталась у немцев, частью подчинилась папе. Испания была наполовину занята арабами, наполовину образовала романские государства.
В то же время пало единодержавие. Пользуясь борьбой в потомстве Карла Великого, связанной с обычаем императоров делить землю между своими детьми, ленники образовали сильную аристократию, превратившись в наследственных владетелей с верховною властью. Они стали называться вассалами или рыцарями, а император — сюзереном, что означало лишь первого среди равных. Этот политический порядок называется феодализмом. В Германии главные вассалы, или курфюрсты, присвоили себе даже право избирать императора. Феодализм развивался тем быстрее, что крестьяне сами закабаляли себя посредством «рекомендации», или передачи своей земли рыцарю с тем, чтобы тот защищал их от повсеместных разбоев. Но в то же время возвышалась духовная власть папы. Желая управлять всем христианским миром, он оспаривал права государей, не исключая самого римско-немецкого императора; и для этого сочинили «лжедекреталии», или законы, выводившие папскую власть от самого Христа. Папа Григорий VII одержал победу над императором Генрихом IV, — заставив его унизиться перед собой. По мере усиления феодализма и папства, народ окончательно превращался в крепостного и страдал от тяжких податей. Преобладание папства объясняется религиозным настроением Запада: тогда христианство поглотило все прежние понятия; исчезли следы классицизма, даже ученые говорили искаженною, или «кухонною», латынью и еле понимали древних авторов.
Напротив, в Византии самодержавие достигло крайних размеров: оно переходило в восточный деспотизм, которому подражало и во внешней роскоши. Но внутри государство сильно страдало от дурного управления и интриг: однажды было разом 5 императоров. Впрочем, вступившая на престол после Михаила III Македонская династия несколько обезопасила внешнее положение Византии. Македонцы умели ловкою политикой восстановлять своих врагов друг против друга. Так, Никифор Фока навел на болгар русского князя Святослава, а его преемник, искусный полководец Иоанн Цимисхий, разбил этого самого Святослава и погубил его посредством печенегов. Из македонцев замечателен еще Константин Мономах (Единоборец): при нем произошло окончательное отделение восточной церкви от западной (1053). В умственном отношении в Византии произошло то же, что на Западе. И здесь пал классицизм. Греческие писатели стали заниматься исключительно религиозными вопросами. Из светской литературы процветали только хвастливые хронографы (летописи), образчиком которых служит труд Георгия Амартола.