Христианство и государство у чехов и поляков
Мефодий успел присоединить к православию и чехов. Он окрестил князя Боривоя и его жену Людмилу, прославившуюся своим благочестием. Но вскоре у чехов возобладало влияние немцев: при внуке Боривоя, Вячеславе, они обратились в католицизм. И сюда проник немецкий феодальный дух: чешские воеводы (вельможи) постоянно устраивали козни против князей. С их помощью, Вячеслав, любимый народом за благочестие, был убит собственным братом, Болеславом. Народ признал Вячеслава святым: его лик изображали на хоругвях. Чехи почитают его «патроном чешской земли» и до сих пор называют свое государство «короной святого Вацлава». Болеслав подавил могущество воевод и утвердил самодержавие. Чехия стала сильным государством и присоединила к себе мораван и словаков.
У поляков христианство явилось столетием позже, чем у чехов, при князе Мечиславе I. И здесь оно послужило основой для самодержавия. Преемники Мечислава, три Болеслава — Храбрый, Смелый и Кривоустый — были сильными государями; Болеслав Храбрый приобрел даже королевский титул. В эту блестящую «эпоху Болеславов» Польша объединила ляшские народцы: её границы простирались до Эльбы, Балтики, Вислы, Карпат и Богемии. Поляки даже пытались присоединить чехов, которые говорили одним языком с ними. Тогда же начались связи поляков с русскими: многие из их королей роднились с нашими князьями и ходили на Волынь и в Киев, вмешиваясь в их внутренние дела; русские князья отвечали им тем же и ходили далеко на север по Висле. Впрочем, через эти связи в Польшу проникало лишь слабое византийское влияние. Гораздо сильнее было влияние немцев, благодаря католицизму. В Польше было даже немецкое духовенство, подчиненное магдебургскому архиепископу; а города были заняты немцами да евреями. Польские короли подражали императорам в устройстве своего двора и войска, призывали немецких чиновников, женились на немецких княжнах. У Болеславов был пышный двор, во главе которого стояли правители дворца и секретари-воеводы и канцлеры. Страною управляли королевские служители-паны, жившие в замках; и им должны были подчиниться потомки родовых старшин-шляхта или рыцарство. Кмет (крестьянин) был закрепощен за панами и шляхтой, которым король раздавал землю за военную службу. Короли также щедро одаряли духовенство, которое было их главною опорой и усилилось до того, что архиепископ гнезненский или «примас» сбросил с себя зависимость от Магдебурга. Так образовалась светская и духовная аристократия, подобная немецким феодалам. Под конец короли уже начали бороться с нею, но неудачно. В то же время народ стал восставать против панов и жечь их добро. Возродилась и старая вражда между Великою и Малою Польшами, с их столицами Гнезном и Краковом. Польша стала распадаться, утратила Галицию, словаков и мораван; Поморье, хотя и принадлежало ей до Эльбы, но сохраняло своих князьков.
«Русская история», А. Трачевский, 1895