Начало славянства
Приблизительно за 500 лет до Рождества Христова славяне обособились от литовцев. Общие всем славянским наречиям слова показывают, что их быт немного подвинулся вперед. Улучшилась соха; стали разводить разное «жито», овощи и плоды. Развились скотоводство и «бортневое ухожье» (пчеловодство). Стали строить избы (истбы, истопки) с печами и окнами, и уже из обтесанных бревен, украшая их иногда резьбой. Их снабжали лестницами, сенями и «пивницами» (погребами). Славяне жили тогда родами: все семьи родичей обитали в одной местности и носили одно и то же имя (например, Ивановичи). Когда становилось тесно, делались выселки по соседству. Каждый род подчинялся старшему летами,- «старшине, старосте» или князю. Старшина распоряжался общими делами рода, чинил суд и расправу, приносил жертвы. Умирал он — его заменяли братья: старший брат становился «в отца место» для младших. Когда род чересчур разрастался, и трудно было определить старшинство, тогда выбирали, «сажали» князя. В ту пору не было ничего личного: все принадлежало роду, который мог изгнать и даже убить своего члена и его семью. Существовало только родовое оскорбление: отсюда родовая, или кровная, месть. Нынешнее общинное землевладение дает понятие об общности имуществ в родовом быту; но еще лучше сохранился этот быт в южно-славянской «задруге» — сожительстве родственников, которые хозяйничают сообща, под руководством деда, или «домоваго». Тем же характером отличается «обычное» право, которое уже появилось тогда и отчасти сохранилось до сих пор у южных славян и в воззрениях наших крестьян. С размножением населения роды стали соединяться в «племена», или «жупы». У «рода-племени» уже были «грады» — частоколы с «окопами» (рвами), куда прятали семью и имущество в случае опасности. Им правил князь (жупан), избранный из старшого рода: то был исполнитель воли племени, решавшего свои дела на вечах, или сходках старшин в градах. Но, чем больше размножались роды, тем труднее было соблюдать «лествицу» старшинства. Это вело к усобицам, которые подрывали родовой быт. В религии славян той поры возникли первые, самые общие лики богов, указывающие на различение добра и зла: то были Бог и Бес, которым одинаково приносили жертвы. «Души» шли в «рай»: ада не знали.
Так как славяне жили тихо, довольствуясь дарами девственной почвы, и расселялись мирно, то они быстро размножались, поражая современников своею многочисленностью, и в то же время распадались, по мере расселения на далекие расстояния, на отдельные «народы», (нарождения) с особыми «наречиями» их общего языка. Нельзя определить времени образования этих наречий. Можно лишь приблизительно установить его для расселения славян, с которым они связаны, тем более что самое слово «славяне» стало употребляться, как общее имя всего племени, только с 9 в. по Р. X. Расселение славян совершалось более тысячи лет — приблизительно от 500 г. до Рождества Христова до 800 г. от Рождества Христова. Оно шло особенно живо в конце этого времени, в эпоху всеобщего «переселения народов», в 4-7 вв. от Рождества Христова, под давлением напиравших с юго-востока алтайских народов — гуннов, аваров и болгар. Славяне дошли тогда на севере до Новгорода и Ладоги, на востоке — до верховьев Оки и Донца, на западе — до Эльбы, Залы, Тироля и Истрии; а на юге-до Греции и островов Архипелага. На Балканском полуострове эти переселенцы прославились своею воинственностью: на своих лодках-однодеревках они совершали морские походы до Малой Азии и вели упорную борьбу с Византией; их дружины нанимались также к греческим императорам. Славяне попадали даже в византийские сановники: император Юстиниан I был славянин Управда. Тогда же пала Западная Римская империя, и из её владений образовалось несколько варварских государств. Франкское королевство простиралось от Атлантического океана до Рейна, Лонгобардское занимало всю Италию до Альп; Восточная Римская империя, или Византия, доходила от Архипелага до Нижнего Дуная; средина Европы, между Рейном, Эльбой и Дунаем, была занята германскими ордами, еще не образовавшими государств. Все же пространство к северу и востоку от германцев было занято славянским племенем, которое уже распалось тогда на три отдела — на западных, южных и восточных славян.
«Русская история», А. Трачевский, 1895