Византийская эпоха
У восточных славян были еще соседи — греки, издавна основавшие колонии по берегам Черного моря: Тиру (Аккерман, Белгород), Ольвию, Феодосию (Кафа), Херсонес Таврический или Корсунь (Севастополь), Пантикапею (Керчь), Фанагорию (Тамань), Тану (Азов) и др. В 4 в. римская империя распалась на Восточную и Западную. Восточная называлась еще греческою, или Византийской, благодаря новой столице, Византии, или Константинополю. Тогда Византийская империя была хранительницей древней образованности, «классицизма», и по преимуществу эллинизма, между тем как Рим подвергся разгрому германских варваров: тогда (500-900 г.) настала византийская эпоха в европейской культуре. Греки собирали и списывали классиков и распространяли их повсюду; особенно арабы много выписывали византийских ученых. Наиболее славился, как знаток древней письменности, патриарх Фотий, который составил также «Номоканон», или свод церковных законов. Даже в искусстве господствовал византийский стиль, особенно в зодчестве: это храм, с куполом хорами и папертью для оглашенных; образцом его был собор св. Софии в Константинополе. Живопись и ваяние пали в Византии, под влиянием иконоборцев; византийцы любили только украшать стены храмов мозаикой, а книги — миниатюрами. Византия была первым городом в Европе: восточные славяне называли ее Царьградом. На заводах Византии выделывались шелковые и золотые ткани (паволоки), оружие, предметы роскоши и искусства. Эти товары покупались по всей Европе и Азии. Византийцы вели роскошную жизнь и увлекались зрелищами на ристалищах: их политические партии назывались «зеленою» и «голубою» по цвету возниц на скачках. Они любили также религиозные споры: у них было множество сект; особенное значение приобрели ариане, отвергавшие божественность Христа.
В Византии возродилось самодержавие римских императоров, благодаря Константину Великому, которому духовенство служило опорой. Здесь же возникло римское право, основанное на идее самодержавия. По закону греческий монарх наследовал свою власть от римских императоров; по Святому писанию она была «Божией милостью». Церковь венчала и помазывала императора на царство; он носил почти церковное облачение с царскими регалиями (корона, скипетр и держава). Он был недоступен народу, от которого его отделяло множество царедворцев и чиновников. Все это требовало огромных средств. Народ был угнетен крепостничеством и налогами, от которых были избавлены духовенство и вельможи. Оттого, при внешнем блеске, государство было бедно и слабо: оно не могло само защищаться. Его армия была полна наемников. При самом блестящем императоре, Юстиниане I (ок. 550 г.), в Византии вспыхнуло страшное восстание. Благодаря придворным интригам, бунты умножались; и в них большую роль играла варяго-славянская гвардия. Императоры быстро сменялись на престоле и становились деспотами. Из них иконоборцы казнили и ссылали многих за почитание икон, пока иконоборство не было уничтожено императрицей Феодорой (ок. 850). При её сыне, ничтожном Михаиле III, Византия подверглась нападению варягов-руси и стала обращать славян в христианство. По этому поводу между папой Николаем I и патриархом Фотием возник спор, который привел к разделению христианской церкви на греко-восточную и западную, или римско- католическую. С принятием христианства восточные и южные славяне подчинились византийскому влиянию, а западные-римскому.
«Русская история», А. Трачевский, 1895