Чехи
В истории западных славян часть этого периода была лучшею порой. Около 1250 года у чехов прекратились усобицы, и они хорошо воспользовались «великим междоусобием» в Германии, наставшим после погибели Гогенштауфенов. Их даровитый король, Оттокар II, восстановил монархизм, поддержал города и так увеличил казну, что на Западе его называли «Золотым Королем»; славяне же звали его «Железным» за его победы. Оттокар II отнял у немцев почти всю Австрийскую марку и, помогая полякам, ходил на пруссов, где построил Королевец (Кёнигсберг). Немцы предложили ему императорскую корону; но он отказался и тогда был избран Рудольф Габсбургский, который уничтожил его. С тех пор началось падение чехов. Около 1300 года вымер род Премыславичей, и на их престоле утвердились немецкие Габсбурги: королевство Богемия стало провинцией Немецкой империи. Папство нигде не имело такого сильного влияния, как здесь; немецкий язык стал господствовать не только в казенных бумагах, но даже в литературе и частной жизни высших классов. Но зато, под западным влиянием, страна разбогатела и просвещалась. Габсбурги даже покровительствовали ей, стараясь опираться на чехов в своей борьбе с имперскими феодалами. Особенно много сделал для чехов император Карл IV, основавший в Праге университет (1348), которого еще не было в Германии. Немцы должны были обучаться в Праге, куда молодежь приезжала за наукой и из других стран Европы. Кроме того, чехи имели влияние на поляков и были руководителями и учителями всех западных славян.
Оттого с Карла IV у них зародилось сознание своей народности, началось национальное движение. В Праге было восстановлено славянское богослужение. Возникли проповеди на славянском языке; и они были направлены против папства, под влиянием сочинений английского богослова, Виклефа. Появилась стихотворная Далимилова хроника, проникнутая ненавистью к немцам, и подобные же сочинения философа, Фомы Щитнаго. Чехи стали вспоминать свое первоначальное, восточное христианство, с его родным языком и с причастием под обоими видами. Выразителем национального возрождения явился сын крестьянина, Ян Гус, профессор пражского университета. За него стал народ, требуя искоренения всего немецкого, католического и феодального: чехи начали причащаться у него из чаши. Немцы и папа прокляли «ересь» Гуса и сожгли его на констанцком соборе (1415). Тогда поднялся весь чешский народ — и начались гуситские войны с Немецкою империей. Они длились 15 лет, причем погибла треть населения Чехии и были истреблены 100-тысячные армии, присланные многими католическими державами. Но гуситы распались на две партии — умеренных или «чашниковъ», которые готовы были примириться, только с сохранением причастия под двумя видами, и крайних или «таборитовъ», которые не только отвергали папство, но и все обряды, жили по ветхозаветному и даже имели общее имущество. Чашники сложили оружие, когда табориты еще ходили на немцев до Баварии и Бранденбурга. Чашники сохранялись недолго: большинство их обратилось в протестантизм, остальные возвратились в католичество. Гуситское движение доставило чехам некоторую самостоятельность. Высшие сословия начали говорить по-чешски. Вскоре чехи восстановили свое старое избирательное право; и королями у них становились уже не немецкие императоры, а частью польские короли, частью собственные правители. Из последних самым замечательным был Юрий Подебрад, избранный в 1458 г. Это был умный и стойкий патриот, утвердивший в Чехии конституционную монархию, — на подобие английской. Его царствование было лучшею порой в истории чехов. Юрия почитали иноземные государи, а немцы хотели сделать его своим императором.
«Русская история», А. Трачевский, 1895