Искусство на Руси
Искусство также подвинулось вперед во втором периоде. Впрочем, на первом плане все еще стояло зодчество, наиболее соответствующее религиозным целям. Храмы уже были не редкость; притом все увеличивалось число каменных. Андрей Боголюбский построил даже церковь во Владимире из белого камня, привезенного из Болгарии. По большей части церкви были небольших размеров, и. строили их весьма быстро: оттого редкая могла простоять более 50 лет. Зодчие все еще были греки на юге и немцы на севере, изредка встречаются и русские — Милонег и другие. Форма храма сохранялась византийская, но в мелочах встречается влияние романского стиля. Оно особенно заметно на северо-востоке, где к нему присоединяется еще азиатское (персидское) влияние. Это — суздальский стиль, образовавшийся к концу 12 века. Его отличие от византийского состоит в одноглавии храмов и в изобилии прилепков (барельефов) или обронных (скульптурных) украшений, которые удобно была делать из мягкого белого камня. Эти украшения, называемые «русским орнаментом», составляют первую своеобразную черту в истории нашего искусства; они принадлежат русским мастерам, из которых известен «хитрец» Авдий в Галиче, резавший узоры на камне. Здесь выразилось пристрастие наших предков к вычурным и пестро раскрашенным узорам, которыми покрывалась церковь, особенно её наружные стены. Узорами украшали дугообразные своды входных дверей и подзоры; из них делали пояса (фризы) вокруг всего храма, состоявшие из столбиков с арками, между которыми помещалось множество лепных растений, животных и даже человечков и чудовищ.
Лучшим образцом суздальского стиля служит Дмитриевский собор Всеволода III во Владимире на Клязьме, который и сохранился больше всех. Пол в церквах по-прежнему составлялся из мозаики или же из «кафлей» (изразцов). Стены украшались фресками, изредка мозаикой из разноцветных стеклышек. В храмах находят иногда княжеские гробницы. Некоторые церкви были с золочеными главами и покрывались снаружи оловом, а внутри украшались богатыми серебряными паникадилами да шитыми золотом и жемчугом парчами. Иконы обкладывались золотыми и серебряными ризами, драгоценными камнями, жемчугом, финифтью. Наряду с церквами, начали обращать внимание и на сравнительно роскошную постройку дворцов, по крайней мере, к концу периода, и именно в Суздальской области, как свидетельствует дворец Андрея Боголюбского.
Ваяние состояло исключительно из прилепков. Живопись встречается уже часто. Но иконописцы, среди которых прославился Алимпий Печерский (ученик греков), по-прежнему отличались бедностью вымысла, наивностью рисунка, отсутствием теней и перспективы: они не смели отступать от византийских подлинников. Зато суздальский стиль проявлялся в расписывании церковных стен, в особенности же в украшении рукописей, к которому относятся и появившиеся тогда миниатюры (картинки). Образцами наших первых миниатюр служат украшения в Остромировом Евангелии и рисунки в «Изборнике Святослава», в особенности же изображение князя и его семьи. Суздальский стиль проявился также в узорах на полотенцах и рубашках. Вероятно, он отразился и на монетах. Но их не нашли до сих пор — обстоятельство тем более странное, что тогда же у нас стали чеканить, по византийскому образцу, собственные свинцовые печати.
«Русская история», А. Трачевский, 1895