Монашество на Руси
Более глубокое понимание христианства выразилось в судьбе нашего монашества, которая напоминает судьбу монашества вне России. В начале христианства на Востоке появилось созерцательное, мечтательное отшельничество, задачей которого было удаление от мира для спасения собственной души. Через несколько веков, образовалось в Европе собственно монашество, т.-е. деятельное житейское сословие, составляющее общежития, и не в пустыне, а среди народа. У нас эта перемена совершилась в одно поколение: Антоний был представителем русского отшельничества, Феодосий — основатель русского монашества. Конечно, это монашество еще высоко ценило подвижничество: иноки молились до изнеможения и всячески умерщвляли свою плоть. Но рядом с подвижничеством, наши монахи стали посвящать себя служению народу, борьбе с неверием и язычеством. Они занялись церковным учением, в котором заключалось тогда все образование общества. Монастырь стал школой, кабинетом писателя, библиотекой и переплетной. Он был и благотворительным учреждением: здесь помещались богадельни и «странноприемницы» (гостинницы), «лечец» (врач) и повивальная бабка. Запасшись нравственным закалом и ученостью, монахи шли в мир, поучая народ, исправляя неправду, руководя властью. Они распространяли христианство даже ценой собственной жизни среди финских болот и дебрей, или между дикарями Кавказа. А за ними шел народ и монастыри становились первыми насельниками или колонизаторами славянства среди монгольского племени, приобретали государственное значение, объединяя Русь и расширяя её границы. Наконец, подчиняясь князьям политически, монахи сохраняли однако нравственную власть над ними: они подавали пример стойкости убеждений и любви к правде. Антоний упорно отстаивал г полоцкого против Изяслава I. Когда Изяслав был изгнан Святославом и все признали, со страха, это насилие, один Феодосий поминал за обедней его, а не похитителя престола, и даже писал Святославу обличительные послания. Обиженный в суде шел жаловаться к Феодосию — и его дело вновь рассматривалось. В поучениях монахов часто указывались злоупотребления тиунов и наместников. При таком значении монашества, понятно его широкое распространение во втором периоде нашей истории. Тогда возникло много обителей, как в старых городах, так и в глуши; появились и женские. В монастыри шли люди из всех слоев общества, не исключая бояр, так что иногда князья ссорились с иноками из-за своих слуг. Сами князья, княжны и вдовы княгини начали постригаться: кто не знал Николая черниговского Святошу, который провел всю жизнь в обители, сам стряпал на братию, колол дрова, носил воду? Другие князья, оставаясь в миру, всячески выражали свое почитание монастырей. Они слезали с коней перед обителью, смиренно ожидая, пока их впустят; у себя на пиру, при появлении инока, останавливали песни и музыку и благоговейно выслушивали жесткое слово поучения; перед важным делом ходили в обитель посоветоваться и принять благословение от подвижников. Князья раздавали монастырям земли с челядью, а за ними и народ стал делать щедрые вклады на помин души.
«Русская история», А. Трачевский, 1895