Светская письменность и народная поэзия на Руси
В письменности главное отличие составляет возникновение светского отдела. Появилось немало сборников. В них много кратких статей наполовину церковного, наполовину светского содержания: встречаются рассказы о троянской войне и Александре Македонском, повести из «Тысячи и одной ночи», даже заимствования из Платона и Аристотеля. Сборники были частью переписанные с болгарского, частью переведенные с греческого; но уже встречаются русские добавления, в виде народных поговорок и притч. Сборники носили разные названия:
«Пчела» (сборник притчей и поучений),
«Златая цепь» (отрывки из отцов церкви),
«Патерик» или «Пролог» (жития святых),
«Палея» (рассказы из Ветхого Завета, часто подложные),
«Хронограф»,
«Златой бисер»,
«Купель Душевная» и др.
Сохранилось два Изборника Святослава черниговского (1078 и 1076), составляющие списки с болгарского подлинника; но в них уже значительно преобладает русское правописание над болгарским. На статьи сборников походило «Моление Даниила Заточника». Это — жалобное послание какого-то заточенного молодого человека к своему князю. Собственно «Моление» есть сборник статей, в виде притч и народных пословиц; но он связан сатирическим тоном, который направлен особенно против приближенных князя и против злых жен. Как чисто народный сборник, даже с пословичными рифмами, «Моление» имело множество списков с добавлениями переписчиков. О нем создалось даже предание, будто Даниил закатал его в воск и бросил в озеро, где его проглотила рыба, которую поймали для князя. Вместе с паломничеством возникли хождения или Паломники — путешествия к святым местам. Из них сохранился «Паломник игумена Даниила» (ок. 1106) — религиозное и простодушное сочинение, из которого видно, что наши богомольцы ходили в Иерусалим целыми «дружинами», артелями. В нем нет духа нетерпимости относительно католиков, владевших тогда Гробом Господним. К светской письменности второго периода относится первый памятник искусственной, книжной поэзии – «Слово о полку Игореве», которое послужило образцом для позднейших произведений подобного рода. В нем рассказывается поход северских князей против половцев. Оно написано княжеским певцом, который заимствовал у древнего Баяна поэтические приемы, языческие образы и первобытные пословицы. В сравнениях и богатых картинах много народной поэзии, что доказывается сходством «Слова» с украинскими песнями. «Слово» отчасти напоминает встречающиеся в летописях сказания — рассказы, составленные иногда очевидцами событий, а иногда понаслышке, по преданию: таковы повествования о Владимире и Ольге, об ослеплении Василька и др. Составителя первого из них, инока Якова, должно считать древнейшим нашим писателем: он относится к самому началу периода. Народная поэзия обогатилась новою чертой: песня стала говорить про действительные события или быль. Отсюда название этих песен — былины. Это как бы летопись, рассказанная в поэтической форме. «Слово о полку Игореве», близкое к былинам, описывает события согласно с летописью и даже короче. Герои былин, Василий Буслаев, новгородский боярин Ставр и купец Садко, -лица исторические: их имена находятся в летописи. Буслаев — поэтическое олицетворение отважных повольников, которые грабили во всю свою жизнь, а потом спасали душу в Иерусалиме или монастыре; Садко и Ставр — олицетворение новгородского богатства, спасаемого благочестием.
«Русская история», А. Трачевский, 1895