Купцы и «люди»
В пору удельных усобиц не один высший класс окончательно обособился от «людей», с которыми он сливался первоначально. Выделился еще средний класс денежников или купцов. Он развился из мещан, благодаря скоплению капиталов от расширения промыслов и особенно торговли. Отсюда влиятельность на вечах, а местами и участие в правлении, «лучших» или нарочитых людей, которых называли также земскими боярами; у них были даже огромные села с собственною челядью. К лучшим примыкали «житьи» люди (зажиточные) — капиталисты средней руки, и «молодшие», которые частью занимали деньги у них, частью были их приказчиками. С возвышением и обособлением двух высших классов общества, низший отдел народа становился серою массой. Слово «люди» стало принимать презрительный оттенок простолюдина, который слышится также в названиях черные или «простая чадь» и смерды. Черными именовалась городская рабочая беднота, из которой выходили и трудолюбивые ремесленники, и вечевые смутники, и удалые «молодцы». Смерды — это мужики-оброчники, сидевшие на княжеских, общинных, монастырских или частных землях. С возвышением городов и с утверждением государственного наряда падало политическое значение сельской общины; а право каждого мужика стать купцом и даже дружинником уже почти никогда не осуществлялось. Между тем смерд нес тяжелые обязанности: он кормил своими данями и оброками князя, дружину и духовенство, да иногда ходил в поход. Бедствия опустошительных усобиц и набегов степняков также обрушивались больше всего на него. Оттого уже развивалась утрата крестьянской свободы. Обнищалый смерд все чаще и чаще обращался в закупня или наймита, а если он должал денежному человеку, то, при безбожном росте, почти всегда становился холопом. Да и закупничество уже приближалось к холопству: Мономах снискал славу нищелюбца и горячую любовь народа, между прочим, тем, что объявил наймита лично свободным, не подлежащим суду господина, и обязанным взносить ему лишь определенную долю жатвы. Признаки холопства стали омрачать и такие явления, как половничество. Оно вытекло из развития частной собственности наряду с общинной. Земли было сколько хочешь: и всякому дозволялось делать «заимку», т.-е. захватывать «новь», «свежину»; да и покупать можно было участки очень дешево. Земля и стала переходить к «лучшим» людям. Но рабочие руки были в редкость от жидкости населения и хозяева стали заманивать их на свои земли, обещая половину жатвы за их обработку. Но тут половников постигала участь наймита. За ними было одно преимущество: они могли свободно переходить, когда угодно, от хозяина к хозяину. И половники, пользуясь соперничеством между переманщиками, бродили по русской земле, подобно отъезжим боярам.
«Русская история», А. Трачевский, 1895