Просвещение Запада
Умственная жизнь Запада за это время разделяется на две эпохи — папскую и классическую. Папская реакция (противодействие развитию, прогрессу) занимает первое столетие, от половины 13-го до половины 14 века. В умственном быту папство сохраняло свое владычество в ту пору, когда уже началось его политическое падение. Пользуясь инквизицией и нищенствующими орденами, оно уже в разгар крестовых походов начало жестокое преследование образованности и классицизма истреблением альбигойцев. Затем папство убило «первое Возрождение» и на Западе настал умственный мрак, напоминавший 10 и 11 века. Под влиянием преследований, ереси вдались в сумасбродство и ханжество: по всей Европе распространилась хлыстовщина (флагеллянты). Испортилась и схоластика: школа Абеляра рассеялась и замолкла; её свободные умы почти все пострадали. Схоластика превратилась в оружие папства, благодаря «ангельскому доктору», Фоме Аквинскому, который совершенно исказил Аристотеля. Фомизм то и составляет ту жалкую пародию на науку, которую мы разумеем под именем схоластики. Он воцарился и в университетах, не исключая итальянских. Классицизм был вытеснен из преподавания: снова воцарилась кухонная латынь; и в знаменитой библиотеке Карла V не было ничего, кроме схоластических рукописей. Эллинизм совсем был забыт на Западе, тем более что после разделения церквей греческая рукопись считалась у католиков ересью, наряду с арабскою. Даже грамотность приостановилась: во Франции стали встречаться члены королевской семьи, не умевшие писать, чего не было прежде. Поэзия трубадуров вдалась в церковность и пала; исчез самый язык провансальский, поглощенный французским, который не произвел еще ничего важного. Английский язык только начинался, и интеллигенция говорила по-французски, а писала по-латыни. Немецкий язык остановился в своем развитии, так как поэзия миннезенгеров пала, и он попал в руки мистических богословов и сухих юристов. Искусство также служило только церкви, не исключая живописи, которая тогда начинала подниматься. Самым почетным живописцем был «ангельский» да-Фиезоле, доминиканец, который обливался слезами, рисуя Распятие. А забитый папством народ стал особенно верить Сатане и повсюду пошли сожжения ведьм. Отуманенный еще черною смертью (чумой), которая (около 1350) унесла в могилу в 6 лет четверть населения Запада (25 миллионов), народ стал совершать дикие «танцы смерти» в честь дьявола и вымещать свое горе на евреях, которых массами истребляли немцы — самая невежественная тогда нация на Западе.
С половины 14 века настает второе, истинное Возрождение классицизма. Впрочем, оно действовало сначала только в Италии; полное его развитие, а также распространение по Западу, относится к следующему периоду. Благодаря Петрарке, вторая половина 14 века стала в Италии эпохой открытия классиков и благоговейной страсти к древности, а первая половина 15 века — эпохой классических библиотек и переводов. Тогда было отыскано и отчасти изучено все важнейшее, что дошло до нас от античной образованности, и не только латинской, но и эллинской; тогда явились первые кафедры эллинизма на Западе. Возрождение отразилось повсюду, от искусств и наук до мелочей жизни. Создалась новая интеллигенция, направление которой называлось гуманизмом, т.-е. делом «человечным», светским, в отличие от «божественнаго» познания или схоластики. Масса новых воззрений и разносторонних знаний, которыми была богата классическая образованность, овладела умами и среди интеллигенции возродилась жизнь просвещенного язычества. Вместе со светским взглядом на мир и с открытием настоящего Аристотеля, возникло естествоведение, а с ним и его спутники-изобретения и открытия. Явился порох, помогавший королям уничтожить феодализм; явился компас, помогший португальцам открыть запад Африки и морской путь в Индию. К концу периода явился и венец изобретений — книгопечатание, которое сделало знание общим достоянием и создало общественное мнение.
«Русская история», А. Трачевский, 1895